Как заинтересовать школьников и успешно сдать экзамен по сложному предмету, в интервью газете «Кинельская жизнь» рассказала учитель химии из Кинельской школы

Цепочка стобалльных побед учеников Оксаны Викторовны Петиной, учителя химии ГБОУ СОШ №4 п.г.т Алексеевка г.о Кинель, началась три года назад, когда выпускница школы и дочь педагога — Евгения сдала ЕГЭ с максимальным результатом. В 2024-м Анастасия Советкина повторила успех. А в этом году ее 11 «химико-биологический» класс показал феноменальные результаты.

ЕГЭ И ТАЛАНТЫ

Из шести сдавших Единый государственный экзамен по химии два стобалльника — Ксения Герасименко и Анастасия Шишмикина, Марта Вязовая набрала 99 баллов, Ксения Буракова — 97, Яна Потанина — 88, Анастасия Жаркова — 66. Средний балл — 92 (выше только у областного Центра одаренных детей).

«Каждый для меня дорог. Всех своих ребят называю «любимые мои химики», — улыбается Оксана Викторовна.

Сама она с красным дипломом окончила химико-биологический факультет Самарского педагогического университета и уже двадцать лет работает учителем. Шестнадцать из них преподает в школе №4 поселка Алексеевка. Из того, как подготовить выпускников к экзамену, какие есть риски и как прогнозировать хорошие результаты, она не делает секрета.

Успехи ученика — это успехи учителя. Осознавать, что ты чему-то научил человека, очень приятно. Это то, ради чего мы работаем.

❓Как вы строите свое взаимодействие с учениками?

— Для каждого нужно найти индивидуальный подход. Каждого стараюсь настроить на долгую перспективу. Одно дело сдать ЕГЭ на высокий балл, другое — реализоваться. Учиться в вузе не просто, особенно инженерным профессиям. Но если есть желание, можно всего добиться.

❓Когда ЕГЭ только вводили, его очень сильно ругали. Сейчас прошло много лет. Оцените, насколько это рабочая система?

— ЕГЭ — независимая оценка результатов школьной работы. Часто экзамен осуждают те, кто от него очень далек, считая, что это игра в «Угадай мелодию». Но в химии, например, нет ни одного задания, в котором ответ можно угадать. Есть задачи с кратким ответом, есть качественные, ответ на которые нужно написать словами. Наугад сдать не получится. ЕГЭ открыл возможности для поступления детей из глубинок в самые лучшие вузы страны. Это главное.

❓Верите в гениев или считаете, что можно научить кого угодно?

— Научить можно любого, кто хочет научиться, но до определенного предела. А вот сдать ЕГЭ на 100 баллов могут не все. Человек должен обладать соответствующей психоэмоциональной базой, грамотной подготовкой.

КАК В СПОРТЕ

У Оксаны Викторовны Петиной уже сложилась своя технология подготовки учеников к ЕГЭ. Когда в 7-8 классах ребята только узнают о существовании такой науки, как химия, она их уже увлекает в особый мир. Плотно сотрудничает с Домом научных коллабораций имени Н. Н. Семенова, где опорным является Самарский технический университет. Алексеевские школьники проникаются атмосферой высшего образования. В результате происходит ранняя профориентация. Обычно эти ребята в девятом классе проходят итоговую аттестацию по химии. А в 10-м продолжают отшлифовывать материал. Всё как в спорте: человек, готовясь к соревнованиям, регулярно тренируется, а в конце выходит на пик активности.

«Самое главное — нельзя останавливаться. Ритм нужно держать до конца. Выдержать такой темп под силу не всем. Только самые упорные добиваются высоких баллов. Моя задача — вывести ученика на такой путь, чтобы не оставалось сомнений, как решить то или иное задание», — говорит учитель химии.

Ее метод — не зубрежка, а глубокое понимание. Дети учатся «кайфовать» от сложных задач, искать нестандартные решения и видеть логику науки.

«Химия — как шкаф с полочками: все должно быть системно. Если тема не усвоена, она «выстрелит» позже. Поэтому после пробных экзаменов мы разбираем ошибки досконально, даже если правильно решили 99% класса», — продолжает педагог.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ дополняется и обязательным участием в олимпиадах и конкурсах. Практически все из профиля в этом году показали хороший уровень подготовки еще до экзаменов. Ксения Герасименко и Марта Вязовая отличились на олимпиаде, которая проводилась российским технологическим университетом в Москве, и заслужили дополнительные баллы для поступления в вуз и право быть зачисленными без сдачи внутреннего экзамена. Ее выпускники поступают в лучшие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Самары.

ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГА

Петина уверена, что секрет качественной подготовки к единым госэкзаменам зиждется на трех правилах. Первое — заинтересованность: дети должны «гореть» наукой. Оксана Викторовна не просто учит химии — она зажигает любовь к ней.

«Когда я объясняю тему, сама удивляюсь: «Смотрите, как интересно!» Те, кому это близко, подхватывают. Во второй части ЕГЭ предоставляется полет фантазии — дети сами ищут способы решения, главное прийти к верному результату, — говорит педагог. — В этом году приятно было услышать, как девочка-девятиклассница вышла с ОГЭ и сказала: «Такое вкусное задание было! Понравилось, как мне удалось его уровнять». Это и есть счастье учителя».

Второй постулат — связь с жизнью. Химия нужна в медицине, биотехнологиях, экологии, в пищевой промышленности.

«Сегодня технические направления в числе главных — физика, химия, информатика, биология. Количество бюджетных мест по ним в вузах больше, чем по гуманитарным профилям. Возможность поступить в престижные вузы с хорошими знаниями химии гораздо выше», — считает учитель.

Еще одно важное правило методики Петиной — системность, четкая структура знаний. В первую очередь должно быть теоретическое понимание предмета, потому что химия — фундаментальная наука.

«Я сама решаю все пробники ЕГЭ, чтобы понимать, где подводные камни. Только так можно детям объяснить, что нужно сделать, чтобы дойти до правильного ответа, — говорит учитель. — Мы даже изучаем предмет сейчас таким образом, что я своих учеников настраиваю: определенные темы понадобятся им даже на 1-2 курсах вуза».

 

‍ УЧИТЕЛЬ — ЭТО ПРИЗВАНИЕ

«С детства знала, что буду педагогом», — признается Оксана Викторовна. Любовь к предмету возникла еще в школьные годы. В начальных классах ее просто манил кабинет химии запахами реактивов.

«Много занималась самообразованием. Мне было интересно. Мучила учителя вопросами, просила дать дополнительные задачи, чтобы лучше понять, — вспоминает педагог. — Поэтому старшие класса оканчивала в Самарском областном многопрофильном лицее-интернате на химико-биологическом профиле».

Она всецело отдается работе. И для повышения квалификации использует все возможные средства. В образовательном округе является руководителем методического объединения учителей химии и состоит в активе регионального методобъединения. С 2019 года — член Всероссийской ассоциации учителей химии, куда из Самарской области входит вместе с ней всего пять человек. С 30 июня по 4 июля Оксана Викторовна участвовала во Всероссийском съезде учителей и преподавателей химии, проходившем в стенах МГУ. В нем приняли участие 330 человек, 3,5 тысячи подключились онлайн. Приехали представители более чем из 15 стран.

 

✨ МЕЧТАТЬ ПО-КРУПНОМУ

Со всеми своими учениками педагог поддерживает связь даже после выпуска и радуется, когда они становятся высококлассными специалистами.

Учитель химии уже набирает в свой профиль новый 10-й класс. Говорит: «Им опять будет тяжеловато, но ничего, все преодолеем вместе. Зато чувство гордости испытают потом, когда у них задачи будут получаться, когда будут говорить, что «вкусненькое» задание им попалось».

А мы верим, что в 2026 году Кинель снова услышит имена стобалльников Оксаны Викторовны Петиной.

Оксана Викторовна Петина:

— Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии представляет собой масштабную площадку для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов химического образования. В программе приняли участие ведущие ученые-химики, в том числе академики РАН. Обсудили новейшие достижения в фармацевтике и их потенциал для улучшения качества жизни.

Были представлены современные методы хроматографического анализа и пути их адаптации для использования в школьных лабораториях. Обсуждались вопросы интеграции химических знаний в инженерные специальности.

Съезд продемонстрировал, что химия — это не просто наука, а динамично развивающаяся область знаний, которая играет ключевую роль в решении глобальных проблем современности.

✍ Материалы подготовлены Татьяной Давыдовой.
Фото из архива Оксаны Викторовны Петиной.