Умеете ли вы читать и писать? А умеют ли это делать ваши родные, друзья и знакомые? Эти вопросы вызывают недоумение? Но можете ли вы с уверенностью сказать, что каждый человек, с которым вы общаетесь, является грамотным? Далеко не все ответят на этот вопрос утвердительно, ведь чтение и письмо не синонимы грамотности в наши дни.
Способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач, то есть быть функционально грамотным – актуальная задача для педагогов, учеников и родителей. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт. Именно эти навыки будут оцениваться в ходе международного исследования PISA. Оно проводится раз в три года, выполняется непосредственно на компьютере и включает в себя задания как с вариантами ответа, так и с открытым вводом ответа. В апреле 2022 года девятиклассники школ Самарской области примут участие в исследовании по модели PISA.
“Наша задача состоит не в том, чтобы просто повысить качество обучения, а к 2024 году войти в десятку сильнейших стран мира по качеству общего образования — это цель, поставленная Президентом России. Одним из основных инструментов, позволяющих увидеть, насколько мы приблизились к цели, и является международное исследование PISA” — поясняет Сергей Юрьевич Полищук, руководитель Кинельского управления Министерства образования и науки Самарской области.
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.
«С 2019 года в нашей школе идет внедрение всевозможных способов подготовки и проверки уровня сформированности функциональной грамотности учащихся, – делится ответственный за организацию работы по формированию и оценке функциональной грамотности Ралдугина Светлана Геннадьевна, учитель ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Усть -Кинельский. – Педагоги используют на своих уроках методические пособия представленные на сайте Просвещения, https://media.prosv.ru/; «Банк заданий», подготовленный Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ; электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Российской электронной школы, https://resh.edu.ru/ ; печатные издания и пр. Учителя зачастую сами придумывают интересные задания по всем предметам. На сайте Кинельского ресурсного центра создан собственный открытый и постоянно пополняемый банк заданий по формированию функциональной грамотности учащихся.”
“Педагоги нашей школы принимают участие в различных мероприятиях, где делятся своими наработками, — продолжает Светлана Ралдугина. — В текущем учебном году в нашей школе состоялся Единый методический день на тему «Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности». Учителя всех предметных кафедр провели мастер-классы, продемонстрировали видеофрагменты уроков, по итогам проведенного мероприятия планируется выпуск школьного журнала “Поиск”, в котором будут собраны статьи по всем выступлениям”.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для инициативы ребенка, поддержать процесс выработки нового опыта. Для оценки уровня сформированности функциональной грамотности на каждом уровне образования по каждому модулю проводятся внутренние мониторинги. Проведенная педагогами работа отражается в результатах региональных мониторингов.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются сегодняшним школьникам для успешного развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.