✍ Ум на кончиках пальцев

23 января в мире отмечался День почерка, или День ручного письма, с целью напомнить об уникальности этого человеческого навыка. Благодаря телефонам, компьютерам, общению через мессенджеры и электронную почту мы всё реже пишем ручкой на листе бумаги. Хотя есть мнение, что, теряя этот навык, мы лишаем себя некоторых преимуществ.

Этот необычный праздник был учрежден в 1977 году, а его инициатором стала Ассоциация изготовителей канцелярских принадлежностей для письма. Главная задача заключалась в возрождении искусства каллиграфического почерка во времена отказа общества от написания писем и документов в пользу эксплуатации компьютерных устройств.

Говоря о ручном письме, нельзя не вспомнить известное выражение Василия Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чаще всего красивый или хотя бы правильный разборчивый почерк, как утверждают педагоги, встречается у детей, которые до школы развивали мелкую моторику посредством работы с пластилином, мозаикой, пазлами и прочим. А вот несформированность графо-моторных навыков, уверены учителя начальных классов, в дошкольном возрасте влечёт за собой ряд проблем у младших школьников: быстрая утомляемость при письме, низкий темп письма, большое количество помарок, «грязное» письмо, некрасивый почерк и т.д.

Елена Зезина, учитель начальных классов ГБОУ ООШ пос.Угорье:

Своим ученикам все годы работы в школе я повторяю одну фразу: «Тетрадь – это лицо ученика». Согласитесь, никто не хочет видеть это лицо помятым, грязным и в каракулях. Поэтому над почерком работаем. Есть и еще одна сложность. Дети привыкли к возможности исправить, вернуться на прежний уровень, как в игре на компьютере или телефоне. В канцелярии они нашли для себя «полезный» гаджет – ручку «Пиши-стирай». Я против. Ведь одна из задач письма – это обдумывание, а значит формирование абстарктного мышления. Делая заметки от руки, в уме мы заранее формулируем предложение, чтобы позже не вносить исправления и не переписывать всё заново. При наборе текста на компьютере или в телефоне нет такой необходимости, так как можно быстро внести правки и переставить слова местами».

Современные графологи и психологи называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, – размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Между особенностями почерка и чертами характера существует связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.